Всех игроков волнуют вопросы о будущем ЛМ - каким оно будет, кто и как над ним работает, стоит ли ожидать глобальных перемен, и многие другие. На некоторые из них любезно согласился ответить Leo, основатель и владелец компании Labbit Games и единственный неизменный админ ЛМ.
Untergang: Сайт компании Labbit Games был какое-то время недоступен, а сейчас снова работает. Это значит, что компания еще существует? Сколько человек у вас реально работают над проектами?
Leo: Реально ситуация такая: проект сейчас у компании один, это ЛМ. Есть еще мифический Мироход, для которого написано немало кода и нарисовано немало арта, но вопрос его перезапуска - отдельная история. Над ЛМом сейчас регулярно работаю только я. У меня на связи есть пара хороших художников, программер клиента (
Storm20), серверник (
Лонли-Локли20), спец по железу и прочим админским штукам, ну и никуда не делись наши старые коллеги, с которыми я иногда советуюсь, но все они сейчас фултайм заняты чем-то другим, а к ЛМу подключаются по мере необходимости.
Untergang: По твоему ответу складывается впечатление, что все хорошо, все на месте и готовы работать, но ситуация складывается так, что весомых обнов не было уже очень долго(около года, если меня не подводит память), почему так? У вас нет геймдиза, или кодеров, или идей? Я слышала, ты хотел полностью переделать систему получения уровней, со ступеней на что-нибудь другое - поэтому застопорилось развитие проекта?
Leo: За время существования проекта через него прошло немало по-настоящему хороших специалистов и талантливых людей. Некоторых из них игроки наши даже не знают, потому что они не светились в зайчиках, но ежедневно на протяжении месяцев писали и рисовали всякие ценные штуки. На рубеже 14-15 года в компании случился самый большой кризис, когда мои управленческие решения поставили само существование проекта под угрозу. После неудачного запуска Мирохода проект покинули
Ettore20 и
Ahoy20, которые просто не выдержали нагрузки, а это были люди, которым я доверял как себе и которые сделали для игры очень много. Дальше было несколько неудач в плане найма сотрудников. Не буду вдаваться в подробности, но после трех месяцев экспериментов стало ясно, что новые люди ведут проект в глубины ада. Тогда было принято решение их уволить, взять паузу и перегруппироваться.
Untergang: Любопытные люди за тобой следят и знают, что на твоей странице ВК не так давно было объявление о поиске работы - ты искал "для друзей", или это значит, что и ты тоже теперь не рассматриваешь деятельность в ЛМ как основной вид занятости? По сути, вы вернулись к тому, с чего начинали - поиску единомышленников в кругах знакомых? Или набор "из народа" на позиции в компанию все же идет?
Leo: Так ставить вопрос некорректно. ЛМ - мое любимое детище, которым я постоянно занимаюсь уже почти шесть лет, иногда больше и почти круглые сутки, иногда меньше. За это время я успел поработать во многих других проектах, в основном с нашими партнерами GameXP. Что касается упомянутого тобой случая - я искал и успешно нашел работу для себя, потому что я больше всего на свете люблю учиться новому, полгода потрудился в одной очень серьезной компании, но опять-таки, я использовал новые знания и умения для работы над ЛМом.
Untergang: Выходит, ЛМ - хобби, приносящее заработок. Что ж, это прекрасно, когда любимое дело приносит немалую пользу. Теперь главный вопрос, волнующий умы игроков - что дальше будет с игрой? Понятно, что в подобной ситуации говорить о каких-то конкретных сроках трудно, но многие игроки не выдерживают такого длительного отсутствия обновлений и уходят. Из твоих ответов видно, что закрывать или отказываться от ЛМ ты не планируешь, и это радует. Но какой путь развития ты видишь? И кто был теми загадочными "взломщиками" которые под новый год торговали краденным донатом - это был кто-то изнутри, или действительно с безопасностью так себе? Не планируешь ли ты на какое-то время закрыть проект и "переписать все заново"?
Leo: Давай по порядку, поговорим сначала про взломы. За время существования проекта три или четыре раза недоработки в коде становились предметом обсуждения игроков. Пару раз какие-то талантливые в своем роде, но чуждые этического подхода люди находили возможность дюпать предметы или что-то такое же, угрожающее экономике игры. Мы, бывало, ночевали в офисе двое суток подряд, пытаясь понять, как они это сделали - и каждый раз выходили победителями. Еще несколько раз лояльные игроки сливали нам баги, проверив возможность их использования. Тут хочу особенно отметить Гришу(
Мерк20), который нашел и сдал несколько критичных дыр. В целом же проект написан, как оказалось, очень надежно, если сравнивать количество найденных уязвимостей даже с продуктами лидеров рынка, таких как Blizzard или структур, нынче объединенных под брендом Mail.ru.
С краденым донатом у нас, слава богу, никогда не было ситуаций, и за все время существования игры никто не крысил.
Однажды мы пригрели на груди паршивую змею - об этом старые игроки помнят - но, к счастью, человек, о котором идет речь, не стал пытаться сломать игру, что, впрочем, малореально, а просто выразил свои обиды в нетактичной форме. Я даже не стал ничего предпринимать - уверен, что жизнь сама его накажет, и бог ему судья. А что касается будущего - давай поговорим отдельно, разбив на несколько вопросов
.
Untergang: Насчет будущего - идет ли сейчас работа над какой-нибудь грандиозной обновой? Новым инстом, новыми уровнями? Не обязательно для 75 ступеней, а вообще что-нибудь большое, по чему мы так соскучились уже. Со всякими криками вроде "у меня все лагает, все плохо, оно неубиваемо" :)
Leo: На самом деле - нет. Концепция сейчас немного другая: если раньше мы делали контент, часто исходя из потребностей топовых игроков, то сейчас я больше ориентируюсь на всю аудиторию. Например, введение недель Гермеса и связанных с ним эвентов. У нас очень много лояльных игроков, которым по-настоящему нравится ЛМ, и которые еще не скоро увидят Шаркспира. Для них, в том числе, делаются тематические недельки. Чего можно ожидать - так это больше таких недель, когда правила игры немного меняются, может быть, появляются специальные боссы, или способности, или что-то еще. К тому же, сажу честно, такой контент полезнее и интереснее для здоровья проекта в целом, чем новый босс, которого увидят только достигшие 75й ступени.
Untergang: В принципе я согласна с тем, что количество 75 ступеней слишком мало для того, чтобы полностью на них ориентироваться, но и совсем не делать для них контента тоже странно, они же скучают :) Однако, это лирика.
В проекте есть проблема. Мы с тобой уже говорили о ней и знаю, что это для тебя не неожиданность, но количество.игроков.крайне.мало. Ты видишь какой-нибудь выход из этой ситуации? На мой взгляд, размещение игры на платформе ВК и прочих не слишком сильно помогает. Планируешь ли ты как-то вкладываться в активную рекламу?
Leo: Дело в том, что ЛМ - очень нишевый проект. Сейчас совершенно невозможно разместить баннер, скажем, на Рутрекере, и ждать, что пришедшие оттуда игроки покроют своими покупками расходы. Мы просто не конкурентные по сравнению с энгрибердсами и прочими убийцами времени. ЛМ был и останется, покуда я им рулю, сложной игрой с глубоким сюжетом, кучей текста в диалогах, необходимостью думать, экспериментировать и принимать решения. Это прекрасно, но есть и обратная сторона - не всем интересен такой продукт. Поэтому мы ищем и иногда находим нестандартные ниши для продвижения. Но самое лучшее, что может сделать игрок, который читает этот текст и которому нравится ЛМ - позвать поиграть друзей.
Untergang: Спорить с утверждением, что ЛМ довольно сложная игра по сравнению с засильем 3 в ряд было бы глупо, но и оставлять все, как есть - не самый лучший вариант. ЛМ же ориентирован на групповую игру, а сейчас игроки из-за малого количества оставшихся в живых вынуждены иной раз нарушать правила проекта для того, чтобы продвинуться по сюжету
Leo: Игроки всегда ищут возможность обмануть систему. Для целой категории игроков это самое сладкое в игре. Можно купить паровоз - прекрасно! Можно слить что-то с мультов - отлично. Можно поделить азю - срочно. Это извечная гонка вооружений, и с ней можно бороться по-разному. Можно банить. Можно ограничивать уровень людей в группе. А можно давать игрокам контент, в котором им будет интереснее бороться, чем паровозить. Я считаю, что в этой извечной битве мы достигли неплохих результатов, если сравнивать с другими проектами.
Но вопрос притока новых игроков - он, действительно, в какой-то момент может стать критичным. Покуда есть в обществе интерес к такому продукту, как ЛМ, мы будем бороться за нашу аудиторию, пока это экономически выгодно. Сейчас у нас есть ядро игроков, хоть и небольшое, но лояльное и по-настоящему благодарное за проект, в котором можно играть без доната, читать интересные диалоги и решать задачи. Надеюсь, такая тенденция сохранится еще несколько лет.
Untergang: Я говорю не о дележке Ази, Феди или другом подобном облегчении игроками собственной жизни, а о том, что чтобы сделать сюжетный квест на переносчика энергии(фраги) надо звать кого-нибудь из вымирающего братства и просить, чтоб он ее нес, потому что иначе их днем с огнем не сыщешь.
Leo: Да, есть такая проблема, что количество разного рода развлекательных ресурсов превосходит возможность потенциальных игроков даже узнать об ЛМе, который им бы очень понравился. Таковы современные реалии. А если предметно - мы будем упрощать проходные квесты, как делаем это уже много лет, если такова реальность онлайна и потребности игроков.
Тут был вопрос об экономике, о том, не видит ли Leo необходимости как-то выводить голд из игры, небольшой спор, в результате которого мы пришли к мнению, что проблем в игровой экономике нет. Если вам есть что сказать на эту тему - высказывайтесь в комментариях :)
Поскольку общение происходило глубокой ночью и всем уже хотелось спать, на этом емкие вопросы завершились.
Untergang: Насколько я поняла, сейчас весь новый контент на основе старого кода сделан?Т.е. ничего принципиально нового от неделек ждать не стоит?
Leo: Нет, это неверно. Я вот написал Гермеса принципиально другого. И вообще - стоит ждать всего.
Последний вопрос, который поможет каждому сделать свои выводы - вопрос о среднем онлайне в ЛМ в субботу. Это 80 человек. Кто-то скажет - это мало. Но я считаю что это неплохой онлайн для проекта, которому более 5 лет, и аудитория которого изначально была ограничена определенными рамками - эта игра не подходит для тех, кто хочет просто бездумно убить время.
Бонус для тех, кто дочитал до конца - вот что ждет нас в самом ближайшем будущем:
Untergang: Давай тогда анонсируем немного следующую недельку. Приоткрой завесу тайны.
Leo: У нас будет неделька длинною в месяц в декабре, в которой будет новая абилка, чтобы добить моба и получить плюшку. И в этом будет задействован новый слот.
Благодарю Leo за честные ответы на столь важные для нас всех вопросы. Друзья, давайте постараемся приглашать в ЛМ своих друзей, ведь это одна из немногих игр, которые делают люди, любящее свое дело, для людей, любящих качественный контент.